
Министерство образования и науки Украины возвращает школьников к 12-летней системе образования. И началом новой эры в украинской школе будет иновационное обучение первоклашек. Принимать детей в школу будут с 6 лет и к ее окончанию им как раз исполнится 18 – совершеннолетние и взрослые, они будут готовы к дальнейшей жизни. Для этого МОН намерено запустить полноценную профильную школу, благодаря чему у выпускника уже будет профессия. В списке таких профессий будут продавец, водитель, мастер маникюра, штукатур, вышивальщица, кассир, парикмахер, младшая медицинская сестра по уходу за больными и много других.
Основной задачей реформы является обучение школьника определенному набору компетенций, упорядоченным знаниям и умению применять их в жизни. Владение иностранными языками, математическая компетентность, знания в сфере науки и технологий, финансовая грамотность и также гражданские и социальные компетентности, украинский язык и экологическая грамотность – все должно быть на высоком уровне. Дети будут учиться работе в команде, пользоваться поисковиками – всему, что нужно в современной жизни. Ребенок должен не только получить знания, но и понимать и уметь применять их практически.
Программа реформы школы предполагает, что в результате ее проведения, школы сами смогут разрабатывать учебные планы, учителя – сами выбирать, в какой форме проводить уроки. МОН лишь будет контролировать, насколько они соответствуют стандартам. Экскурсии, уроки-сказки, обучение медиаграмотности и многое другое – такой уже с нового учебного года будет становиться украинская школа. В рамках реформы учебный процесс изменится до неузнаваемости, чтобы дать ребенку привыкнуть к новым реалиям и максимально увлечь ребенка учебой.
А начаться все должно с младшей школы, ведь начало школьной жизни – один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка и надо, чтобы учеба малышу давалась легко и была в радость. Известно, что умение считать и писать – совсем не самый главный показатель готовности ребенка к школе. В первую очередь, его надо подготовить психологически. Специалисты считают: многие системы ребенка в этом возрасте делают резкий рывок и если есть хоть малейшее сомнение в готовности ребенка к школе, то есть смысл подождать еще год.
Если ребенок способен концентрировать внимание, удерживать его довольно долго на каком-либо действии; если он может достаточно долго сидеть в одной позе; если он уже умеет планировать свои действия; способен долго заниматься физическими действиями, играми, и не перенес за последний год тяжелых заболеваний, то он практически готов к школе. Конечно, родители должны проконсультироваться с педиатром, проверить зрение ребенка, посетить психолога. Успехи ребенка в школе будут во многом зависеть от того, насколько родители готовы принимать участие в его новой школьной жизни. Это задание родителей.
А школьная реформа-2018 своим приоритетом поставила – заинтересовать каждого первоклассника учебой и дать ему возможность раскрыться. Поэтому, в первую очередь собеседование при приеме в первый класс отменили. Школы переведены на территориальный набор учеников. В новой украинской школе будет прилагаться максимум усилий для того, чтобы заинтересовать учеников процессом учебы. По новым правилам, первые два года учебы в школе будут игровыми и классные комнаты специально для этого переоборудуют. Парты будут одноместные, чтобы можно было их передвигать для занятий в группах. Игровые зоны обеспечат место детям для отдыха и развлечений.
Дети первых классов не будут получать домашние задания, ручки пока отменяются – пишут карандашами. Отменяется привычная система оценок: для новой системы разработано «Свидетельство достижений», чтобы отмечать успехи детей, насколько охотно они общаются, как могут рассказать о себе или о семье. Акцентироваться будут успехи ребенка, а не ошибки. Конечно, новая система не сразу войдет в каждую школу – для пилотного проекта выбрано некоторое количество школ, затем постепенно он должен перейти на всю младшую школу страны.
Успех образовательной реформы очень во многом зависит от учителей, которым придется совершенно по-новому готовиться к урокам, по-новому относиться к детям. Не все уверены в таких кардинальных изменениях нашей системы обучения, нашей школы. Помня собственный опыт учебы, родителям трудно поверить, что к детям будут относиться с уважением и вниманием, что в новой школе создадутся равные условия для всех детей без исключения. МОН обязан устроить для учителей курсы повышения квалификации и переаттестацию. И не только для учителей младшей школы, ведь потом дети пойдут дальше и, если не изменится полностью вся школа, то реформа в начальных классах не оправдает себя…